CYCLOTIMIA "WASTELAND" + "ALGORITHMS"
(P) & (C) 2005 IROND LTD.
10 TKS/46 MINS + 8 TKS/39 MINS

           Дислоцируемая в Москве российская экспериментальная электронная группа CYCLOTIMIA была образована в 1998 году. Постоянными участниками коллектива выступают Макс К. (клавишные, сэмплирование, музыка, маркетинг) и Леонид М. (барабаны, программирование, электронные манипуляции, звук). Сегодня на счету музыкантов числятся три студийных альбома, несколько синглов и винилов, изданных на различных лейблах. Сразу сообщаю, что CYCLOTIMIA принадлежит к числу тех немногочисленных авангардных коллективов, которые заслуженно получили признание и уважение не только у себя на родине, но и за рубежом. Тем не менее, шанс поближе познакомиться с музыкой группы мне представился только сейчас, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Итак, речь сегодня пойдет о двух последних релизах группы. Во-первых, это переиздание российской компанией Iron Ltd. альбома "Wasteland", первоначально выпущенного в 2002 году. Данный диск вышел синхронно с давно запланированным MCD "Algorithms". Последний помимо заглавной композиции содержит отредактированные версии треков "Leviathan" и "Wasteland", а также 5 новых композиций и бонус-видео. Россияне пишут инструментальную музыку при помощи старых аналоговых синтезаторов, частотных фильтров и специализированных компьютерных программ, появившихся на рынке программного обеспечения в последние годы. Начинали они как электро-индустриальный проект, затем в их музыку стали просачиваться эмбиентные мотивы, чистый электронный авангард, синтезаторный олд скул и даже нью-эйдж. Группа также активно использует в своих композициях религиозные сэмплы, что придает посланию CYCLOTIMIA мрачные апокалиптические и пророческие нотки. Предпосылкой к созданию альбома "Wasteland" послужило прослушивание музыкантами пластинки Vangelis "The City".Однако в отличие от греческого композитора CYCLOTIMIA предложили своим слушателям более мрачный, урбанистический и индустриальный по духу саундтрек, описывающий современный мегаполис. Вместе с тем при работе над "Wasteland" музыканты целенаправленно использовали те же звуковые бибилиотеки компании ВВС, которые звучат на альбоме "The City". Не только оформление диска, но и сама музыка указывают на то, что видение современного города у CYCLOTIMIA связано с картинами плотно стоящих друг к другу высоченных, непроницаемых для солнечного света и людских глаз каменных зданий, ослепляющих неоновых огней рекламы и беспрерывных информационных потоков на электронных билбордах, бирж и супермаркетов, повсеместно наблюдаемых толп вечно спешащих людей и машин, поднимающихся из под канализационных люков и сточных канав ядовитых потоков серого дыма. В "городе", нарисованном воображением музыкантов, одновременно можно узнать черты Готэм-сити из фильма "Бэтмен: Начало" Криса Нолана, города будущего из кинокартины "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, но особенно много ассоциаций у меня в данном случае почему-то возникает с тоталитарным городом, изображенным в мрачной антиутопии Курта Виммера "Эквилибриум". Что касается общего звучания, то альбом CYCLOTIMIA в равной мере вобрал в себя черты современного классического произведения и научно-фантастической эмбиентной пластинки, преисполненной щемящей грусти. Для него характерна монументальность, таинственная аура, эпический размах, определенная доля драматизма, изредка разбавленная романтической меланхолией или одиноким отчаянием, гипнотизирующая релаксационность и особая мрачная красота, уходящая в бесконечность. Если рассматривать арсенал звуков и технических приемов, используемых при создании "Wasteland", то я сразу скажу, что сегодня подобный саунд вызывает у меня двоякое чувство. С одной стороны, он кажется мне несколько устаревшим и традиционным (особенно по сравнению с футуристическими полотнами французов FLINT GLASS, MLADA FRONTA и REMAIN SILENT), но с другой стороны, эта музыка оказывает на меня вполне конкретное воздействие - способствует глубокому погружению в тему современного города и легко устанавливает эмоциональную обратную связь. Кроме этого, минимализмом музыканты явно не болеют, и их композиции насыщены разнообразными коллажными звуками, шумовыми обоями, речевыми сэмплами, субтильными вибрациями, гармоничными синтезаторными мелодиями и похожими на оркестровки фрагментами. Ощущения хаоса при этом совершенно не возникает, но дискомфортный и эмоциональный звуковой ряд часто выглядит довольно пугающим и угрожающим. Ритмический аспект на "Wasteland" практически сведен к нулю, что выливается в достаточно медленный, почти статичный тон повествования. Конечно, индустриальные раскаты и методичные громыхания периодически встречаются на холодном горизонте, но они не носят целенаправленного характера, а всего лишь помогают озвучить ту или иную панораму города. В целом, альбом "Wasteland" сделан очень качественно и, если можно в данном случае так выразиться, с душой, звучит цельно и завораживающе. Поэтому я прихожу к заключению, что CYCLOTIMIA создали действительно хороший саундтрек, который не зря был переиздан российским лейблом. У подобной музыки всегда были, есть и будут свои поклонники среди электрофриков, sci-fi киногурманов, эзотериков и прочих приверженцев альтернативной музыки. По крайней мере, мне было интересно слушать данную работу, что-то внутри меня она всколыхнула, зацепила своими печальными интонациями и исследовательской атмосферой. Теперь несколько слов необходимо сказать о сингле "Algorithms". По своему мелодичному, ускользающему, слегка воздушному и очень чистому электронному звучанию, приправленному мимолетными речевыми сэмплами, пульсирующими сигналами, юркими idm-звучками и перебивками он поначалу напомнил мне композиции с давнишнего экспериментального фантазийного альбома INDEX "Ultra Hard Shadow". Сие вовсе не означает, что музыканты CYCLOTIMIA сняли звучание у своего американского коллеги (у него музыка все-таки более чарующая и многовекторная). Возможно, они даже не слышали его альбома, но некоторая похожесть определенно имеет место быть. И мне это нравится хотя бы потому, что я большой поклонник INDEX. В первую очередь это касается треков "Algorithms", "Leviathan" (Sea Power Edit), "Dakkota" и вступления к "Immersion". В них много плавно сменяющих друг друга органичных электронных звуков, потусторонних разговорных эхо и объемных стереоэффектов, вызывающих легкую дезориентацию в пространстве и приятное головокружение. Однако в том же "Immersion" спустя три минуты красивые эмбиентные звуки сменяются на фрикативный аудиоряд, базирующийся на лихорадочно трясущейся текстуре, мрачно кривляющемся мужском голосе, сюрреалистических шумовых зарисовках и дискомфортных шизофренических мелодиях. В "Messe" впервые появляются четкая ритмическая линия, но сама композиция остается довольно серой. Гораздо интереснее показались мне текстурные эксперименты и расходящиеся волнами гулкие электрические эхо в номере "Trade Network". На сингле также содержится ремикс на трек "Wasteland" с одноименного альбома, который был отрецензирован выше, однако большой разницы между ним и оригиналом я не заметил, так как используемая звуковая палитра не претерпела значительных изменений. Я должен отметить, что материал сингла "Algorithms" имеет больший уклон в экспериментальное звучание, нежели дюжина треков с альбома "Wasteland". Он также качественно записан, но не поразил меня чем-то новым и не вызвал сильных эмоций. Поэтому если после прочтения моего текста у вас возникнет желание послушать музыку группы, то я рекомендую вам начинать с альбома "Wasteland", а дальше действовать по обстановке.  [8 баллов] + [6 баллов]

www.cyclotimia.com
www.irond.ru

vAlien/DJ Commando LABELLA

© MACHINIST 2005. All rights reserved.