HAUJOBB "NEW WORLD MARCH"
(P) & (C) 2011 ZWEIECK RECORDINGS
12 TKS/53 MINS

           Думаю, многие из "машинистов" согласятся со мной в том, что каждый новый альбом HAUJOBB имеет свое уникальное, нетривиальное, интересное и преследующее на различных уровнях восприятия звучание, часто революционное в контексте сцены и удивительным образом угадывающее тайные желания и настроения любителей интеллектуальной авторской электро-индустриальной песни. Все вышесказанное по большому счету относится и к свежеиспеченному альбому "New World March", которого поклонникам HAUJOBB пришлось ждать восемь долгих лет. Вот только на этот раз у меня имеются некоторые сомнения насчет последнего пункта, касающегося удовлетворения ожиданий (традиционно очень высоких) и установления прочной обратной связи с потенциальными слушателями. Дело в том, что современный мир становится жестче, темп жизни ускоряется, мы вынуждены переваривать все большие объемы информации и острее реагируем на стрессовые ситуации. Наш мозг и тело не справляются, мы превращаемся в обывателей и трудоголиков-заложников серых будней, которые почти разучились отдыхать и постепенно теряют способность радоваться мелочам. Мы как будто пациенты одной большой клиники и нуждаемся в срочном переливании крови. В таком враждебно-агрессивном окружении мы вправе были ожидать от HAUJOBB донорской помощи в виде созвучного времени "альбома-эмоционального взрыва" или "альбома-побега от реальности", а вместо этого немецкие музыканты предложили нам бомбу замедленного действия - сложносочиненный и выхолощенный в плане звучания, задыхающийся от нехватки кислорода, неочевидный по части творческой мотивации, тяготеющий то к аккуратистскому индустриальному эмбиенту, то к олдскульному ЕВМ, то к патентованным конструкторским хай-тек прототипам смурной и немного монотонный альбом-диагноз. Речь о неутешительном, еще глубже вгоняющем в депрессивные состояния мрачноватом диагнозе, который музыканты точно ставят сегодняшнему больному обществу потребления, в том числе музыкальному бизнесу и слушателям. Не знаю как вы, а я ждал от HAUJOBB маленькой революции и эволюционных изменений не столько в области звуковых технологий и подходов к записи, сколько в эмоциональном плане. Как говаривал герой одного старого фильма, я ждал "чтобы душа развернулась, а потом свернулась". Увы, но я не могу сказать, что альбом "New World March" сполна подарил мне такие ощущения. На нем нет мощных боевиков, головокружительных треков и рвущих душу баллад. Но это не помешало мне испытать кайф другого рода - кайф от возможности остановиться, расслабиться и позволить музыке пройти сквозь меня. Работа получилась интересной, очень личной и по-своему гипнотизирущей, цепкой, несмотря на то, что она не несет в себе достаточный внутренний энергетический заряд (что негативно сказывается на клубном потенциале) и не содержит необходимое для полного растворения в музыке количество забирающих мелодий, красивых гармоний и преследующих грувов, к которым нас приучили за все эти годы HAUJOBB. Мне кажется, что технологичная форма стала все больше превалировать над содержанием музыки HAUJOBB. За комплексными нойз-синтезаторно-ритмическими построениями, неравнодушными речитативами и выкриками Daniel Myer в отдельных новых композициях я не узрел ничего сверхординарного или гениального, или что могло бы вызвать бурную реакцию по какой-то иной причине. На альбоме мы имеем окутывающий атмосферный фон ("Lost", "Echo") или умно собранные песни с узнаваемым почерком HAUJOBB ("Membrane", "Crossfire"). На смену мнемонической грации, сталкерской меланхолии, попадающему прямо в сердце мелодизму, ритмическим виражам, возбуждающему трению и высокому полету фантазии "серединных" альбомов немцев пришли общая подавленность и приземленность, мелодическая шаткость, расширение стилевого диапазона или топтания на месте среди атмосферных галлюцинаций, классических пассажей и поп-наклонностей сами знаете кого. Если сравнить музыкантов HAUJOBB с художниками, то они стали тяжелее и медленнее водить кистью по холсту. Неудивительно, что на "New World March" преобладают размеренные, среднетемповые и медленные композиции, в которых много соцерцательного бессилия, фирменного "мейеровского" отчаяния и пугающе странных пустот, чередующихся с насыщенными звуковыми деталями отрезками. Когда эти пустоты органично, киногенично и с чувством заполнены, то все нормально, но не всегда разговорные откровения и потоки сознания Daniel Myer, эстетские наборы сухих и стерильных синтезаторных и перкуссионных звуков и оркестровые фрагменты хорошо справляются с данной задачей, что вызывает буксование музыки. В итоге мы имеем на альбоме ряд замечательных треков и просто хороших ностальгических моментов ("Crossfire", отсылающий к VELVET ACID CHRIST "Let's Drop Bombs", "Dead Market", "Lost", ретроспективная "Membrane") и примерно столько же спорных вещей или разрозненных кусков, которые звучат как трибьюты олдскулу 1980-1990-х ("More Than Us", "Soul Reader") или ремиксы, сделанные музыкантами не в самом лучшем расположении духа и частично на полуэкспериментальном автопилоте ("Control", "Machine Drum", "Little World", "New World March"). Вероятно, при таком раскладе оценки альбома будут как никогда полярными и разноречивыми. Кто-то, подобно мне, останется верным приверженцем чистого "хауджобовского" стиля и будет получать удовольствие от новых песен Daniel Myer и Dejan Samardzic, стараясь найти что-то хорошее даже в самых проходных треках (как говорится, "стерпится-слюбится"). Кто-то разочарованно пожмет плечами после нескольких честных попыток распробовать релиз и переключит свое внимание на другие релизы, а "New World March" занесет в разряд "непонянтых" или "нелюбимых альбомов" HAUJOBB. Наверняка найдутся и такие фанаты, которые воспримут альбом на ура и ни разу не подвергнут его целостность, значимость и музыкальную исключительность сомнениям. Итак, "New World March" - не совсем та запись, которую я рассчитывал услышать от культового брэнда HAUJOBB после долгого перерыва, но все же перед нами солидная, глубокая, честная, очень технологичная, в меру мелодичная и драйвовая работа, в которой через завесу разочарования, страха перед будущим и избыточной лирики четко просматривается связь с двумя первыми и самыми индустриальными по духу альбомами группы, а также с последним альбомом DESTROID. Восемь лет ожидания определенно были не напрасными, но мы меняемся, меняется музыка HAUJOBB и меняется наше восприятие окружающего мира. Иногда не так, как хотелось бы нам или музыкантам. И пусть альбом "New World March" не вызывал у меня такой же бури восторга, как предыдущие полноформатные записи дуэта, но я рад возвращению HAUJOBB и благодарен Daniel Myer и Dejan Samardzic за то, что они в своем творчестве не стоят на месте, ищут новые формы музыкального самовыражения, держат марку и не разочаровывают, давая богатую пищу для размышлений и исправно подкидывая в топку "Машиниста" качественный электро-индустриальный уголь.  [9 баллов]

www.haujobb-music.com
www.myspace.com/haujobbmusic
www.electronic-music.org
www.tympanikaudio.com

vAlien/DJ Commando LABELLA

© MACHINIST 2005-2011. All rights reserved.