NOISE UNIT "VOYEUR"
(P) & (C) 2005 METROPOLIS RECORDS
10 TKS/60 MINS

           Я думаю, что мало кто из нас верил в то, что альбом "Drill" (1997) станет не последним диском в дискографии проекта NOISE UNIT, и уж тем более призрачными казались надежды, что после расставания Bill Leeb и Chris Peterson мы еще услышим что-то свежее, созданное этим замечательным тандемом электронных музыкантов. Однако сюрпризы - своего рода конек переменчивого и непредсказуемого Bill Leeb. Описав замысловатую траекторию, карьера легендарного канадского музыканта вернула его в прежнюю систему координат, и вскоре на свет появился интригующий альбом "Voyeur". Если окинуть взором композиции с нового диска, то вырисовывается довольно любопытная картина. С одной стороны, в рамках NOISE UNIT музыканты позволяют себе экспериментировать больше и смелее, чем во всех остальных своих проектах, а с другой стороны, отдельные вещи на новом альбоме явно тяготеют к уже знакомому звучанию ранних DELERIUM, SYNAESTHESIA и двух последних альбомов FRONT LINE ASSEMBLY. Тем не менее, последний факт не помешал мне получить удовольствие от прослушивания диска и не дает мне право упрекнуть музыкантов в тотальном самоплагиате или навесить на "Voyeur" ярлык old school релиза. Отнюдь, что касается сложности аранжировок, запредельного программирования битов, количества синтезаторных партий и бас-линий в отдельно взятом треке, то "Voyeur" на целый корпус опережает не только новаторский альбом FRONT LINE ASSEMBLY "Civilization", но и большинство остальных альтернативных электронных и индустриальных релизов последнего времени. Казалось бы, куда уж развивать и усложнять звучание дальше, но все, что я сказал выше, является чистой правдой! К тому же те несколько треков, которые очевидно были извлечены канадцами из личных архивов, подверглись жесточайшей переработке и обогащению новыми эффектами или ритмическими перебивками. Также обращаю ваше внимание на то, что на этот раз музыканты решили обойтись без женских вокалов, да и сам Bill Leeb редко подходит к микрофону, предпочитая манипулировать вокодерами или выбирая инструментальный формат. В общем, претензия к дуэту может быть только одна, и я думаю, что все преданные фанаты творчества Bill Leeb и компании поддержат меня. Быть может, пора бы уже ветеранам электро-индастриэла отказаться от столь красочной демонстрации своих фантастических технических возможностей и прогрессивности звучания и подумать и том, как бы это сочинить больше ярких, запоминающихся, по-настоящему хитовых песен. Сейчас же складывается не совсем хорошая ситуация: при выдающемся качестве записи, изысканной музыкальности (рассчитанной не на коматозную толпу, а на эстетствующих электрофриков) и хирургической точности микширования на каждом новом релизе Bill Leeb содержится все меньше и меньше броских, захватывающих, цепляющих треков. Это не означает, что на "Voyeur" вообще отсутствуют хорошие композиции. Таковые как раз таки имеются в наличии, но на роль блокбастерных хитов или хотя бы крутых клубных боевиков они в подавляющем большинстве вряд ли могут претендовать. Поднятая на недосягаемую для многих высоту планка качества, богатейший, бесценный музыкальный опыт, хорошая студийная команда и природный талант позволяют Bill Leeb по инерции писать уникальные футуристические композиции, изредка выдавая на гора откровенные шедевры вроде песни "Liberation". И все-таки я думаю, что артисту не помешала бы хорошая встряска в жизни, которая бы добавила в его музыку остроты, жесткости, агрессивности, может быть даже дополнительной мрачности. Можно воспринимать альбом как единое целое, если не обращать внимание на эклектичность, стилистическое разнообразе (эмбиент, электро-индастриэл, хип-хоп/трип-хоп, drum-n-bass) и периодическую смену настроения и скорости песен. Однако давайте подробнее остановимся на треках альбома. Открывает программу мощный, размашистый, драйвовый и мелодичный электро-индустриальный номер "Illicit Dreams" с расплавленными вокодерами, за которыми почти невозможно разобрать текст, и чрезвычайно плотной синтезаторной подложкой. Вполне нормальное начало для альбома такой группы, как NOISE UNIT. Далее располагается атмосферный релаксационный трек "Seclusion" с размытыми, медитирующими вокалами Bill Leeb на фоне красивых мелодических отрывков в духе лучших песен DELERIUM и четких стереоэффектов. Несмотря на умиротворенность и преследующую мечтательность, данная композиция содержит совершенно потрясающие по глубине и прорисовке биты, а также хорошо прокачивающие воздух исполинские басы. Более мрачным и таинственным выглядит инструментальный трек "Surveillance", начинающийся с неуютного, но крепко держащего в своих объятиях мелодичного эмбиентного интро, медленно разгоняющегося до футуристического ритмического перфоманса с уверенным трип-хоповым шагом. Под такую музыку можно медленно танцевать с закрытыми глазами на каком-нибудь межпланетарном рэйве. Темные тучи, густая потусторонняя мелодия, новые крутые спецэффекты, фирменный вокодерный голос Bill Leeb и среднетемповые раскачивающиеся ритмы правят балом в одном из лучших, на мой взгляд, треков альбома под названием "Paranoid". Это уже вещица в духе FRONT LINE ASSEMBLY периода "Epitaph", но с более навороченным и свежим звуковым рядом. Самым жестким, агрессивным и убийственным на диске является сокрушительный номер "Liberation", пронизанный острыми синтезаторными проигрышами, фыркающими экспериментальными звуками и цепными брейкбитовыми завихрениями. Bill Leeb читает в этом треке самый настоящий рэп в духе LINKIN' PARK, а барабанные партии выписывают такие кренделя и легко двигают огромные массы воздуха с катастрофическими для танцполов последствиями. Композиция является главным индустриальныйм клубным боевиком программы. Да-да, именно индустриальным, несмотря на хип-хоповую природу вокалов и ритмов. Дисторшны, фильтры, тяжеленный синтезаторный прокатный стан, нокаутирующие биты, раскаленная электроника, постоянные хуки справа и слева, разлетающиеся в стороны словно осколки снарядов зловещие вокальные эхо и яростный мужской хор в припеве - от такого джентльменского набора голова кругом идет. В общем, как минимум один клубный хит на альбоме "Voyeur" все-таки имеется. После такого мощного электро-индустриального взрыва страсти улегаются и композиция "Strapdown" уводит слушателя в мир мрачноватых электронных грез, релаксационных вокодеров и странных эхо, похрустывающих и вибрирующих битов, призрачных мелодий и сладковатых гармоний. Мне эта фоновая песня также понравилась, потому что чиллаутная атмосфера приправлена здесь не попсовыми красками, а отборными high-tech эффектами, саморазмножающимися синтезаторными проигрышами и фантастическими чужеродными вокалами. Говорят, что трек "Submerged" в сыром виде был спрятан в самом конце альбома "Epitaph", но я не стал это проверять. Обновленная версия трека все равно получилась тугой, ударной, накрывающей волной хищного электросаунда с тяжелыми, хлесткими и злыми танцевальными индустриальными битами, сканирующими трэнсовыми потоками внутри стремительной и гибкой космической синтезаторной мелодии. Экспериментализм NOISE UNIT во всей красе проявился в провокационном сексуальном треке "Tighten Up", который не претендует на лавры клубного хита, но слушается с интересом и отвязан от стандартной схемы "куплет-припев". Кто-то воспримет этот трек как паузу между другими, более развернутыми композициями альбома, а кто-то захочет разобрать его по косточкам. Последний номер альбома называется "Monolith" и отсылает нас к раннему мистическому и полуготическому, еще не популярному в мировом масштабе эмбиентно-ритмическому саунду DELERIUM с знакомым хоровым пением на втором плане. Не скажу, что на меня произвела сильное впечатление данная композиция, но на финишную прямую она выводит грамотно, оставляя ощущение законченности и самодостаточности всей программы. Имеется на альбоме и один скрытый трек, существующий вне контекста "Voyeur" и записанный при участии фанатов FRONT LINE ASSEMBLY (подробности коллаборации смотрите на сайте www.mindphaser.com). Это жесткий, холодный, спресованный экспериментальный индустриально-брейкбитовый экшн с ритмическими пробуксовками и ускорениями, мрачными вокодерами и обработанными речевыми сэмплами, раскручивающимися стальными трэнс-спиралями и выстреливающими в спину железными пружинами. Короче, такой интересный-интересный трек, свидетельствующий о том, что канадские музыканты ищут новое индустриальное звучание. А теперь самое время подвести итог всему вышесказанному. Итак, я не могу сказать, что альбом "Voyeur" лучше или хуже таких памятных релизов NOISE UNIT, как "Decoder" или "Drill", при этом также очевидно, что не все композиции на новом диске равноценны или одинаково интересны (этим, кстати, страдали и все предыдущие работы проекта). Вместе с тем по количеству синтезаторных слоев и сложности программирования битов и барабанных партий альбом "Voyeur" стоит на грани очередного технического прорыва в контексте современной электро-индустриальной сцене. Уверяю вас, ничего подобного ранее из ванкуверской криогенной студии не выходило. Поэтому электрофрикам, помешанным на суперзвукорежиссуре и стереоэффектах пластинка рекомендована в обязательном порядке. Всем остальным слушателям и горячим поклонникам канадских индустриальщиков, которые на первое место традиционно ставят музыкальность и хитовость материала, нужно морально приготовиться к тому, что новоиспеченный материал NOISE UNIT может не оправдать возлагаемых на него надежд, несмотря на наличие среди треков таких перлов как "Paranoid", "Liberation" и "Seclusion". Вместе с тем меня очень порадовало то, что по звучанию альбом "Voyeur" ушел от музыки DELERIUM гораздо дальше, нежели FRONT LINE ASSEMBLY на альбоме "Civilization". Думаю, что новая работа Bill Leeb и Chris Peterson займет достойное место в моей электронной коллекции дисков.  [8,5 баллов]

www.metropolis-records.com

vAlien/DJ Commando LABELLA

© MACHINIST 2005. All rights reserved.