VON MAGNET "NI PREDATEUR NI PROIE"
(P) & (C) 2008 ANT-ZEN
12 TKS/69 MINS

           Сразу скажу, что в силу разных причин я не являюсь большим поклонником интернационального театрально-музыкального коллектива из Франции VON MAGNET, а его авангардная полистилистическая музыка с мультикультурными влияниями неизменно вызывает у меня много вопросов. Вот и на этот раз я не совсем понял, что хотели сказать музыканты своей новой работой "Ni Predateur Ni Proie". Если это музыка для театральной постановки, то отдельно от последней слушать ее все-таки тяжеловато, потому что музыкантов стилистически бросает из одной крайности в другую, да и сама музыка носит зачастую слишком тяжелый, полярный, неожиданный, патетический или сюрреалистический характер. Жесткий и тяжелый индустриальный ритмический вал может в одно мгновение смениться шершавой или интимной пустотой, в которой раздается чей-то причитающий голос, после чего зазвучит концерт для фортепиано с оркестром или дарк кабаре вперемежку с фламенко. В общем, мне банально сложно сфокусироваться на альбоме! Струнные, духовые, дарабуки и большие барабаны, пианино и синтезаторы перемешаны в треках альбома с spoken words, женским пением и мужскими выкриками, дарк эмбиентом, нойзом, техноидными ритмами и индастриэлом, неоклассическими пассажами и шумными оркестровками, полевыми записями и коллажами из сэмплов, перкуссионными атаками и ярковыраженными киносаундтрековыми темами. В итоге получается какой-то жесткий и эклектичный, экзотический и эмоциональный винегрет, в котором периодически встречаются довольно-таки драйвовые куски, красивые инструментальные партии или вообще шикарные музыкальные моменты, но гораздо чаще звучит чистый оркестрово-электронный авангард, истеричный шаманизм, что-то печальное или просто шумы и людская речь на разных языках. Можно было бы подогнать под весь этот "звуковой Вавилон" какую-нибудь концептуальную телегу и с серьезной миной начать втирать вам про высшее творчество, новаторские подходы и т.н. музыкальный артхаус, но это было бы с моей стороны занятием бессмысленным и нечестным. Да и не наш это подход. Давайте лучше просто переберем факты из биографии группы, а потом сопоставим их с содержанием нового альбома. Итак, VON MAGNET - группа, существующая с 1985 года и поменявшая кучу одежек, начиная от клубно-танцевальных и заканчивая авангардно-театральными. В ее составе сегодня творят действительно очень талантливые и опытные музыканты. Взять хотя бы того же Jerome Soudan из MIMETIC или бессменного лидера труппы Phil Von, создавшего немало мощных театральных саундтреков и внедрившего в обиход такой музыкальный стиль как электрофламенко. Первый альбом "El Sexo Surrealista" вышел у коллектива в 1987 году и был спродюсирован Ken Thomas, на счету которого работа с такими культовыми артистами, как PSYCHIC TV, TEST DEPT., SUGARCUBES, WIRE, SIGUR ROS и Dave Gahan. В своем творчестве VON MAGNET всегда уделяли много внимания сэмплированию, фламенко-гитарам, восточным перкуссионным инструментам, современной поэзии, сценографии, вокальным и электронным экспериментам и т. д. С момента образования группа очень много гастролирует по Европе, постоянно участвует в уличных и специализированных фестивалях, играет на выставках, балетных постановках и устраивает инсталляции, хэппененги и театральные постановки экспериментального или провокационного толка. Фактически, VON MAGNET - эдакие чувственные, одержимые своим творчеством самодостаточные цыгане-хамелеоны, умеющие хорошо адаптировать свою музыку и шоу под любые внешние условия, не изменяя своему творческому эго. Да, если нужно, группа может выдать на гора энергичное клубное брейкбитовое выступление, а если того потребуется обстановка, то легко предложит зрителям камерное оркестровое выступление исключительно на живых инструментах или обеспечит аккомпанемент хореографическому перфомансу. Но, как это не странно, во всех этих случаях VON MAGNET останутся самими собой, то есть коллективом с узнаваемой энергетикой, подачей материала и музыкально-человеческой харизмой. К сожалению, все вышесказанное легче ощутить и увидеть во время живых выступлений группы, а не на ее альбомах. Как я уже сказал, творчество VON MAGNET выходит за рамки обычного концертного музицирования и студийной записи дисков в режиме "один альбом в два-три года". Как правило, все пишется музыкантами под какой-то конкретный театрально-выставочно-инсталляционный проект. Увы, но проживая вдали от европейских культурных мегаполисов, большинство из нас вообще не имеет возможности лицезреть оные или же крайне редко наяву вкушает плоды творчества зарубежных артистов-феноменов, и потому нам сложнее оценивать их музыку вне визуального контекста. Отсюда прямиком вытекает моя средняя оценка альбома "Ni Predateur Ni Proie". Но я прекрасно понимаю, что некоторым людям даже в таком "оторванном" виде он покажется очень интересным, атмосферным и насыщенным как музыкальными идеями, так и визуальными образами. Просто, как часто у меня бывает в подобных случаях, на уровне восприятия слишком уж странной музыки между мной и ней иногда вырастает невидимая стена (конкретно случай c VON MAGNET), и хотя нутром я осознаю, что это нечто качественное, высокохудожественное, созданное с душой, я не могу выставлять свою оценку без учета моей субъективной реакции. Надеюсь, что из моего текста вы вынесли для себя полезную информацию как о новом альбоме VON MAGNET, так и об особом пути этой музыкальной труппы.  [7 баллов]

www.vonmagnet.net
www.myspace.com/vonmagnet
www.ant-zen.com

vAlien/DJ Commando LABELLA

© MACHINIST 2005-2008. All rights reserved.