BRIAN EVENSON WITH XINGU HILL & TAMARIN "ALTMANN'S TONGUE"
(P) & (C) 2005 ANT-ZEN
4 TKS/38 MINS

           На моей памяти это второй spoken words альбом, реализованный под патронатом немецкого лейбла Ant-Zen. Первым и, должен сказать, очень удачным экспериментом в данном жанре был сольный диск David Thrussell двухгодичной давности. На этот раз в создании концептуальной аудиолекции приняли участие профессор, писатель и рассказчик Brian Evensson, признанный мастер сюрреалистических экспериментальных саундтреков John Sellekaers ака XINGU HILL и музыкант группы TAMARIN Daniel De Los Santos. От такого представительного альянса можно было бы ожидать очень интересного альбома, однако на поверку "Altmann's Tongue" оказался достаточно традиционной работой в своем жанре и не преподнес никаких сюрпризов по музыкальной части. Перед нами всего лишь очень качественно записанный и профессионально сделанный экспериментальный spoken words альбом, не более того. Работа состоит из четырех частей, которые называются "Calling the Hour", "Prairie", "Altmann's Tongue" и "A Slow Death: Prancing/The Underground Karst/On The Wall". Каждая часть представляет собой начитываемый разборчивым, харизматическим голосом Brian Evenson англоязычный текст довольно любопытного, гротескного содержания с навязчивой экспериментальной звуковой подложкой, скроенной из кусочков мрачноватого эмбиента, острого фрагментарного click-n-cuts, глубоких морозных текстурных ландшафтов, плавного нойза, ускользающих частотных модуляций и сэмплов со звуками грома и ветра. Голос автора звучит бесстрастно, слегка устало, монотонно и периодически оттеняется его же размноженными эхо. Такая манера подачи материала постепенно ввергает в своеобразный шизофренический полусонный трэнс, при котором в наполовину отключенное сознание прорываются странная черно-белая кинохроника, отрывки религиозных проповедей мормонов и размытые образы пожилого седого лектора. Все направлено в данном случае на то, чтобы вызвать у слушателя состояние, близкое к лихорадочному или зомбированному, с сопутствующими галлюцинациями и клаустрофобными ощущениями. Постоянно меняющийся и все время остающийся в тени голоса сюрреалистический постиндустриальный звуковой ряд служит исключительно для создания соответствующей психоделической атмосферы, органично дополняя и визуализуя рассказываемые истории. Разумеется, полное проникновение в музыку предполагает специальную обстановку - с мягким диваном, приглушенным светом, хорошей звукоизоляцией комнаты. Сам по себе эмбиентный дизайн XINGU HILL и TAMARIN довольно интересен и разнообразен (мне было бы интересно послушать его отдельно), но из-за постоянно присутствующего на первом плане "радиопостановочного" голоса профессора сконцентрироваться исключительно на музыке сложно или вовсе невозможно. Поэтому "Altmann's Tongue" остается воспринимать как неделимую на голосовую и звуковую дорожки работу. Но тогда получается, что, прослушав лекцию Brian Evenson один, два или три раза (при этом держа перед собой буклет с текстами), на четвертый раз слушать альбом становится несколько скучновато и с каждым последующим прослушиванием это впечатление только усиливается. Возможно, это свойство подавляющего большинства spoken words программ, но при многократном прослушивании альбома того же David Thrussell меня почему-то не посещало чувство пресыщения. Один из возможных выходов в такой ситуации - слушать диск очень редко. Таким образом, получается, что действительно оригинальных и неожиданных звуковых решений на альбоме нет или очень мало, в чем объективно упрекнуть John Sellekaers и Daniel De Los Santos я не могу, потому что они выполняли вспомогательную работу по озвучиванию лекций и приданию последним сюрреалистического привкуса. Со своей задачей они справились великолепно. Другое дело, зачем вообще было посвящать время (целых три года) созданию такого узкопрофильного релиза в то время, когда поклонники XINGU HILL ждут от бельгийского музыканта нового сольного альбома? Можно было бы ответить, что экспериментальным артистам хотелось попробовать новые формы и форматы, посмотреть, как отреагируют на их неожиданный альбом слушатели или, в конце концов, просто сделать под прикрытием spoken words альбома оригинальную эмбиентную программу. Что ж, это право музыкантов. Но я как слушатель и большой поклонник XINGU HILL (с творчеством TAMARIN я знаком пока поверхностно, хотя сотрудничество музыканта с MERZBOW уже говорит о многом) не берусь с полной уверенностью утверждать, что альбом "Altmann's Tongue" ждет счастливая судьба и долгая жизнь в CD-проигрывателях или плейерах людей, ориентированных на авангардную электронную и акустическую музыку. Таково мое мнение о пластинке.  [7 баллов]

www.ant-zen.com

vAlien/DJ Commando LABELLA

© MACHINIST 2005. All rights reserved.